23 января в Воронеже на базе ВОИПКиПРО состоялась научно-практическая конференция «Профессиональный стандарт педагога – основа для повышения качества педагогической деятельности и непрерывного профессионального развития педагога»
Дата: 23.01.2015
Ведущими организациями конференции выступили Воронежское региональное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» при поддержке департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области совместно с центром развития образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области, Воронежским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Воронежским государственным университетом, Воронежским государственным педагогическим университетом, Воронежским институтом высоких технологий.
Участники конференции включились в обсуждение проблем внедрения профессионального стандарта педагога, показателей эффективности деятельности, качества труда педагогических работников и руководителей в системе общего, профессионального педагогического образования и переподготовки работников образования, выработку рекомендаций субъектам образования по их решению.
Дискуссия вокруг проблем внедрения профстандарта сталаобщественно-профессиональной, в ней приняли участие руководители, специалисты органов управления образованием, руководители, преподаватели и педагогические работники образовательных организаций общего и профессионального образования, эксперты, представители общественных организаций, органов государственно-общественного управленияв образовании (около 230 чел.). Поднятые вопросы касались каждой стороны, заинтересованной в высококвалифицированных, эффективных педагогических кадрах: потребителе образовательных услуг (обучающиеся, родители, педагоги, руководители, государство, общество) и тех, кто образовывает и воспитывает (общество, государство, руководители, педагоги, родители и сами обучающиеся).
Пленарную (панельную) дискуссию открыл Олег Николаевич Мосолов, руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, который обратил внимание присутствующих на то, что профессиональный стандарт – это основа деятельности всего коллектива образовательной организации; не «дубина», а технология для педагога, технология для руководителей по реализации образовательной программы. Нормы стандарта должны стать определяющими для организаторов профессионального и дополнительного образования педагогов, для работы с педагогическими кадрами в образовательной организации, при оценке педагогической деятельности и её результатов, при материальном и моральном стимулировании, оплате труда, расстановке кадров.
Ольга Анатольевна Картавцева, председатель совета Воронежского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания, председатель комитета по образованию Общественного совета Воронежской области обратила внимание на почти полувековой юбилей со дня принятия 5 октября 1966 г. в Париже «Рекомендации о положении учителей, принятой Специальной межправительственной конференцией о статусе учителей», в которой были закреплены нормы (14. Правом приема в педагогические учебные заведение должны пользоваться лица, имеющие соответствующее среднее образование и обладающие личными качествами, которые требуются от учителей, 67. В интересах учащихся следует прилагать все возможные усилия для обеспечения тесного сотрудничества между учителями и родителями, 71. Определение и соблюдение профессиональных норм, применяемых к учителям, должно осуществляться при участии учительских организации, 72. Учителя и учительские организации должны стремиться к установлению широкого сотрудничества с органами народного образования в интересах учащихся, развития образования и общества), востребованные и закреплённые в профстандарте, которые должны быть учтены при выработке программ, планов, нормативно-правовых актов, регламентирующих действия педагогов, руководителей в общем и профессиональном образовании; внедрение норм Профстандарта педагога в систему общего и профессионального педагогического образования» невозможно без активного участия органов государственно-общественного управления.
Вячеслав Витальевич Подколзин, председатель общественного совета при департаменте образования, науки и молодёжной политики, Тамара Андреевна Бирюкова, председатель Воронежского обкома профсоюзов работников народного образования и науки, Лев Владимирович Мозгарёв, первый проректор ВОИПКиПРО, Александр Александрович Кучеренко, заместитель председателя комитета по образованию и молодежной политике Воронежской областной Думы, Ирина Фёдоровна Бережная, заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии ВГУ, Алексей Владимирович Домнич, директор Россошанского педагогического колледжа, Галина Викторовна Путинцева, руководитель отдела по образованию Острогожского муниципального района, Ирина Викторовна Бутова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №8 г. Воронежа, Александр Юрьевич Митрофанов, директор Центра развития образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области, Роман Николаевич Минаков, председатель координационного совета молодых учителей Воронежской области, принявшие участие в дискуссии, отметили: решение правительства о стандартизации деятельности в социальной сфере, принято, и нам его надо выполнять; «в одиночку» с этим не справимся;необходимо реформирование системы профессионального педагогического и дополнительного образования, изменения трудовых отношений руководителяс педагогическими работниками, готовности молодого педагога к работе в соответствии с нормами профстандарта педагога.
Разговор продолжился на дискуссионных площадках. Состоялся содержательный обмен мнениями о наиболее эффективных путях внедрения профессионального стандарта педагога, который призван способствовать повышению качества педагогической деятельности в современных условиях. Обсуждались различные аспекты этой проблемы – экономические механизмы, обеспечивающие эффективность труда работников образования и внедрения норм профессионального стандарта педагога, новые требования, предъявляемые к педагогу на современном этапе развития общества, проблемы оценки качества педагогической деятельности и аттестации педагогов в соответствии с новыми требованиями, психологические основы взаимодействия педагогов в условиях внедрения профессионального стандарта.
Конференция приняла рекомендации.
Рекомендации научно-практической конференции
«Профессиональный стандарт педагога – основа для повышения качества педагогической деятельности и непрерывного профессионального развития педагогов»
23 января 2015 г, г. Воронеж
Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области:
Разработать план мероприятий по введению профессионального стандарта педагога в образовательные организации Воронежской области.
Создать рабочую группу с включением в ее состав представителей общественности и профессионально педагогического сообщества по введению профессионального стандарта педагога.
Сформировать реестр нормативно-правовых актов регионального, муниципального уровней и уровня образовательных организаций, в которых следует внести изменения и дополнения при вступлении в силу профессионального стандарта или необходимых для издания.
Разработать методические рекомендации муниципальным органам управления образования и методическим службам по всем направлениям и вопросам введения профессионального стандарта.
Определить перечень пилотных площадок (в т.ч. в системе профессионального педагогического образования и переподготовки) для апробации профессионального стандарта и организацию, обеспечивающую сопровождение деятельности.
Организовать обсуждение стандарта и хода его внедрения на образовательном портале Воронежской области.
Разработать систему педагогической логистики, включающей управление педагогическими потоками в процессе переподготовки и повышения квалификации.
ВРО ООО ВПС совместно с Общественным советом:
Инициировать проведение экспертизы по выявлению проблемных зон готовности образовательных организаций региона к введению профессионального стандарта педагога.
Муниципальным органам управления образованием:
Организовать методическое сопровождение, сетевое взаимодействие работников подведомственных образовательных организаций по вопросам внедрения профессионального стандарта педагога.
Образовательным организациям общего образования:
Обеспечить обсуждение положений профессионального стандарта в каждой образовательной организации, в том числе через его размещение на информационных стендах и сайтах образовательных организаций.
Спланировать профориентационную работу, направленную на развитие и поддержку мотивации обучающихся к педагогической профессии.
Обеспечить партнёрское взаимодействие педагогических работников с родителями и обучающимися, органами государственно-общественного управления, общественными организациями в создании условий для реализации ФГОС ОО и профессионального стандарта педагога.
Образовательным организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку, повышение квалификации педагогов:
Адаптировать образовательные программы подготовки по направлениям Педагогическое образование, Психолого-педагогическое образование к требованиям профессионального стандарта педагога. Создать систему государственно-общественной экспертизы образовательных программ.
Строить образовательный процесс на основе глубокой диагностики потребностей каждого слушателя и требований профессионального стандарта педагога.
Разработать и внедрить систему постдипломного сопровождения выпускников в течение первых 3-х лет работы.
(Нет голосов) |