Аналитический доклад губернатору Воронежской области о положении дел с обеспечением беспрепятствененного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Дата: 18.08.2008
Настоящий доклад посвящён неотъемлемому праву инвалида на беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются».Давайте спросим себя: работают ли эти нормы на практике? Думается, что ответ большинства из нас будет отрицательным.
1. Содержание проблемы и пути решения в 2002-2005 гг.
В настоящее время лицом с инвалидностью в регионе является каждый почти десятый житель. Из них лиц, передвигающихся на коляске или при помощи костылей по предварительной оценке 30 % от общего числа инвалидов. При этом достовернй информации о количестве таких граждан ни в медицинских, ни в социальных органах нет.
В области сложилась неудовлетворительная ситуация с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных категорий граждан к объектам социальной инфраструктуры и общественному транспорту. Социально-культурные учреждения, жилые дома не оборудованы пандусами, затруднён доступ в торговые объекты, понятия «транспорт, приспособленные для нужд инвалидов» в Воронежской области не существует. Лифты не приспособлены для колясочников, проходы внутри комнат в жилых домах не позволяют проехать коляске.
Несмотря на многочисленные инструкции, нормативы, указания инвалиды по-прежнему не могут реализовать надлежащим образом своё право на бепрепятственное передвижение по населённым пунктам, на возможность пользоваться культурными и социальными благами, на элементарную возможность спуститься на лифте и выехать из многоквартирного жилого дома.
Проблема доступности инвалидов и других маломобильных категорий гражан существует по всей стране. В ряде регионов приняты специальные программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности. В частности, в Санкт-Петербурге существует специальная программа по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Она включает в себя комплекс мероприятий по строительству и реконструкции объектов городского значения, закупке транспорта. Организационное выполнение программы обеспечивают городская администрация и соответствующие комиссии, созданные во всех районах города. Последние контролируют работу строителей на объектах с тем, чтобы не нарушалось право инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и передвижение по городу.
В Москве существует служба социального такси для инвалидов. Нуждающийся гражданин имеет 50%-ную скидку при проезде на специально оборудованном автотранспорте. Несмотря на нехватку такого транспорта, социальное такси позволяет частично удовлетворить потребности гражданина в необходимой ему поездке. Кроме того, столица закупает специально оборудованный транспорт общего пользования и вводит так называемые социальные маршруты, на которых маломобильный гражданин может проехать на общих условиях. При этом троллейбус и автобус, работающий на таком маршруте, оборудованы подъёмниками, являются низкопольными (можно без труда завезти в салон коляску) и имеют просторный салон (куда коляску можно поставить). Нововведение столичных властей себя неплохо зарекомендовало, при этом подвижной состав закупается в общем порядке и дополнительных затрат по организации маршрута не требуется.
В городе Воронеже существует единственный автобус «социального такси», подаренный одной из общественных организаций и функционирующий исключительно на пожертвования и спонсорскую помощь. В настоящее время автобус находится в исправном состоянии, но постоянно возникают проблемы с поиском водителя, т.к. предлагаемая заработная плата очень низка. Данный автобус не может удовлетворить все поступающие заявки, при этом инвалид должен оплатить бензин полностью, и никакой последующей компенсации ему не полагается.
Первые попытки поставить и решить проблему силами членов комитета по делам инвалидов РОА «Общественной палаты Воронежской области» относятся к 2002 году. Члены комитета по делам инвалидов пошли по пути создания нормативной основы и инициирования программы по рассматриваемой теме.
Общественники встретили понимание в областных органах власти. 26 июля 2002г. появилось распоряжение главы администрации Воронежской области "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", где: -
- поручалось «Управлению архитектуры и градостроительства администрации области:
1.1. Совместно с главным управлением труда и социального развития администрации области (Попов) и по согласованию с комитетом по делам инвалидов Региональной Общественной Ассоциации "Общественная палата Воронежской области" (Бай) в двухмесячный срок с момента выхода настоящего распоряжения подготовить предложения по реконструкции объектов социальной инфраструктуры, относящихся к областной собственности;
1.2. Организовать контроль за выполнением требований градостроительных нормативов, норм и правил при разработке документации на всех стадиях проектирования, строительстве новых, реконструкции, капитальном ремонте и переоборудовании действующих помещений, зданий, сооружений, благоустройстве территорий и пешеходно-транспортной сети в части создания условий для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их передвижения.
2. Главному управлению труда и социального развития (Попов) при разработке областной комплексной программы "О социальной поддержке инвалидов Воронежской области на 2002 - 2005 годы" предусмотреть внесение в нее мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»
рекомендовалось «главам местного самоуправления (администраций) городов и районов области создать условия для реконструкции объектов социальной инфраструктуры, относящихся к муниципальной собственности, обеспечить участие представителей общественных организаций инвалидов в обсуждении принимаемых градостроительных решений по объектам социальной инфраструктуры»
По распоряжению 2002г. в «Общественной палате Воронежской области» имеется список объектов областной собственности, переданный в управление архитектуры и градостроительства. Надо сказать, что ряд мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры был запланирован в районах. Но областная программа по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры приказала долго жить, утонув в многочисленных согласованиях.
В то же время ситуация с оборудованием мест общего пользования пандусами после издания распоряжения сдвинулась с мёртвой точки. В городе появляются сооружения, приспособленные для передвижения инвалидов. Однако, как информируют представители госархстройнадзора области, если принять меры по прекращению незаконного строительства на территории города Воронежа и увеличить число инспекторов данной службы, то нарушений данного права инвалидов было бы значительно меньше. Служба имеет достаточно полномочий при проверке объектов.
Между тем, ст. 9.13. Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции для организаций, нарушающих ст. 15 ФЗ о социальной защите инвалидов. Однако данная статья не применяется на практике, т.к. на федеральном уровне нет перечня уполномоченных лиц органов социальной защиты населения, имеющих право составлять протоколы по этому административному правонарушению.
В 2003 году было подготовлено аналогичное городское постановление общего характера. Оно фактически не выполняется, хотя реальные рычаги в сфере создания условий и надлежащего контроля за строительством находятся в компетенции городских властей.
Второе распоряжение главы администрации Воронежской области от 2004г., по которому общественные организации имели право делегировать своего представителя при приёмке объектов областной собственности в эксплуатацию не было реализовано, хотя представитель общественными организациями инвалидов был предложен. Данное распоряжение вышло на основании положений прежней редакции Градостроительного кодекса РФ.
В 2005г. был принят новый Градостроительный кодекс РФ, который отстранил общественные организации инвалидов от участия в градостроительной политике.
Тем не менее, представителям Палаты удалось в областной бюджет 2005г. заложить 1 миллион на проведение мероприятий по обеспечению доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, но деньги не были освоены по причине отсутствия сметной документации. Хотя постановлением администрации Воронежской области от 18 марта 2005 г. N 196 "Об утверждении перечня строек и объектов для государственных (областных) нужд, мерах по реализации областной адресной инвестиционной программы и плане финансирования на 2005 год" данная сумма была предусмотрена к освоению на объектах здравоохранения. Но из-за нежелания власти исполнителей заниматься данной проблемой средства по этой статье были перераспределены на другие объекты из-за их неосвоения.
Параллельно с членами «Общественной палаты Воронежской области» членами Городского совета общественных организаций велась работа по организации строительства жилого комплекса для инвалидов. Предполагалось, что нуждающиеся инвалиды смогли бы обменять своё жильё на новое на первых этажах строящегося комплекса. Таких желающих было несколько десятков семей. Было подписано соответствующее решение главы города Воронежа о начале строительства такого комплекса, однако оно было опротестовано прокуратурой как не соответствующее закону. В настоящее время работа в данном направлении приостановлена.
2. Пути решения проблемы в современных условиях.
В последнее время при содействии РОА «Общественная палата Воронежской области» и Комиссии по правам человека администрации Воронежской области проблема доступной среды жизнедеятельности вновь поднята и обсуждается среди широких кругов общественности и в органах власти. Заинтересованными представителями общественности наработан опыт работы в сфере по рассматриваемой проблеме. В свою очередь органы власти располагают необходимыми информацией и ресурсами для её решения. Требуется объединение усилий всех сторон.
По итогам «круглого стола», проведённого «Общественной палатой Воронежской области было направлено письмо в Воронежскую областную Думу с предложением включить в проект бюджета Воронежской области на 2007 год средства на закупку четырёх единиц микроавтобуса «Газель», оборудованных подъёмниками. Это позволит начать реализацию проекта «социального такси» не только в городе, но и в районах области. Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям готово безвозмездно обеспечивать техническое обслуживание и ремонт данных автобусов силами ПАТП, находящихся в государственной собственности Воронежской области. Ожидается, что средства на закупку подвижного состава будут найдены в нынешнем году.
Появился надлежащий пандус у входа в Главное управление труда и социального развития Воронежской области.
Однако разовые мероприятия не помогут решить проблему в целом, потому необходим комплексный подход, на что и было обращено внимание на заседании Комиссии по права человека 12 декабря 2006г.
Действующая редакция ст. 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляет право субъектам Федерации участвовать в реализации государственной политики в сфере реализации прав инвалидов.
В связи с эти предлагается осуществить несколько мер по реализации положений ст. 15 данного Закона. Это меры правового, организационного и финансового характера.
В правовом плане необходимо:
1)разработать и принять Закон Воронежской области «О формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов на территории Воронежской области». В данном законе необходимо предусмотреть возможность принятия областной программы по рассматриваемому вопросу, регламентировать создание и функционирование службы социального такси, механизмы контроля, в т.ч. общественного, за реализацией данного закона в пределах имеющихся у Воронежской области, как субъекта РФ, полномочий. Данный закон послужит основой проведения государственной политики в сфере реализации права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры. Проект разработан комитетом по делам инвалидов Общественной палаты Воронежской области;
2)разработать и утвердить областную целевую программу «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», в т.ч. предусмотрев финансирование мероприятий по закупке приспособленных для инвалидов транспортных средств, формированию службы «социального такси» и безопасности слепых пешеходов, приспособления социально значимых объектов для доступа к ним инвалидов;
3)постановлением администрации Воронежской области установить механизм взаимодействия власти и общественных объединений инвалидов для реализации мер по приспособлению для нужд инвалидов объектов недвижимости, находящихся в областной собственности (ч.4 ст.15 ФЗ о социальной защите инвалидов).
Реализация мер правового характера должна сопровождаться решением ряда организационных задач:
1)необходимо создать консультативный орган по реализации прав инвалидов и других категорий граждан на безбарьерную среду проживания. Данный орган будет координировать разработку и реализацию нормативных актов Воронежской области в данной сфере, определять направления решения проблемы в области и на местах, принимать участие в реализации мер по приспособлению для нужд инвалидов объектов недвижимости, находящихся в областной собственности. В данном органе необходимо широкое участие представителей общественных организаций инвалидов;
2)до принятия закона и целевой программы необходимо обновить список объектов социальной инфраструктуры, находящихся в областной собственности и нуждающихся в оборудовании для беспрепятственного прохода и проезда инвалидов и других маломобильных категорий граждан. Для этого потребуется издание распоряжения администрации Воронежской области. В документе предлагается предусмотреть возможность финансирования реконструкции объектов социальной сферы с выделением денежных средств из областного бюджета в 2008г. или за счёт дополнительных поступлений доходов в областной бюджет 2007г. с корректировкой соответствующих статей бюджета;
3)обеспечить сбор информации из медицинских учреждений и органов социальной защиты населения о количестве инвалидов, передвигающихся на колясках с разбивкой по районам города Воронежа и области для определения потребности в реконструкции объектов социальной сферы и организации службы «социального такси»;
4)рассмотреть возможность включения в областную целевую программу по повышению безопасности дорожного движения положений об установке специальных светофорных объектов для слепых пешеходов и с установкой секундомера времени обозначения зелёного света;
5)увеличить число инспекторов архстройнадзора Воронежской области по проверке объектов капитального строительства;
6)обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития РФ с предложением издать приказ об утверждении перечня должностных лиц федеральных органов социальной защиты населения, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 9.13. КоАП РФ;
7)подготовить распоряжение администрации Воронежской области, устанавливающее что при заключении контрактов на поставки автобусов государственными пассажирскими предприятиями за счёт средств областного бюджета приоритет должен отдаваться закупке низкопольных моделей автобусов;
8)до организации службы «социального такси» Главному управлению по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области решить вопрос с парковой и техническим обслуживанием автобуса, находящегося в собственности ВГООИ «Надежда».
23 апреля 2007г.
(Нет голосов) |