Инвалиды не первой строки
Дата: 18.06.2008
Граждан, имеющих инвалидность, при предоставлении льгот поделили не только на степени, но и на вид жилья, в котором они живут.В нашу редакцию неоднократно обращаются граждане, имеющие инвалидность по поводу оплаты первой строки в квитанциях за предоставление коммунальных услуг. Напомним, первая строка касается платы за содержание и ремонт жилья, такой вид услуг не относится к коммунальным.
Суть обращений состоит в том, что с некоторых пор инвалиды, дети-инвалиды и члены их семей, проживающие в приватизированных квартирах или в недавно построенном жилье, стали платить 100% за услуги, предоставляемые по первой строке. Читатели спрашивают: насколько действия обслуживающих коммунальных компаний обоснованы? Ведь льгота по оплате содержания жилья действует для ветеранов труда и участников Великой Отечественной войны независимо от вида жилищного фонда. Причём с вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ такие вопросы стали задаваться чаще и чаще.
Сразу ответим: действия коммунальщиков правомерны. Виноват в этом законодатель, поставивший зависимость предоставления льгот для инвалидов по оплате за содержание жилья от вида жилищного фонда. Вчитаемся в текст ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: «Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению».
Теперь определимся с понятием государственного и муниципального жилищного фонда так, как оно дано в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 марта 2005 года. Читаем ст. 19 ЖК РФ: «в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям».
Иными словами, приватизированная квартира или приобретённое вами в собственность жильё по иным основаниям является частным жилищным фондом. То же относится к случаю, если инвалид проживает (прописан) в квартире, являющейся не его собственностью, а владением других физических или юридических лиц. Таким образом, право на льготы у инвалида при оплате за содержание жилья поставлено в зависимость от наличия у него права собственности на занимаемое им жильё. Если группу инвалидности или установленную степень трудоспособности можно объяснить медицинскими и социальными показаниями, то предоставление льготы в таком виде по первой строке «жировки» никаким объяснениям не поддаётся.
На это обратили внимание активные инвалиды и обратились с запросом в Конституционный Суд. Суд рекомендовал обратиться в суды общей юрисдикции. Дескать, посудитесь там, а потом приходите к нам. Это следует из Определения Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 463-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Троня Максима Николаевича на нарушение его конституционных прав положением статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Цитируем: «в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.Н. Тронь - инвалид II группы вследствие общего заболевания просит признать неконституционным положение статьи 17 Федерального закона" от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которому инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда).
По мнению заявителя, названное положение, как не допускающее предоставление подобной скидки инвалидам, проживающим в приватизированных квартирах, расположенных в домах государственного или муниципального жилищного фонда, нарушает их конституционные права и противоречит статьям 2, 7 (части 1 и 2), 18, 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность. обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется - исходя из специфики конкретных правоотношений - законодателем.
Оспариваемое заявителем положение статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на 50-процентную скидку на оплату жилого помещения, относится к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, и не может рассматриваться как нарушающее эти права и свободы.
Фактически, как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, заявитель оспаривает правильность применения и истолкования правоприменительными органами в его деле оспариваемого положения во взаимосвязи с нормами иного законодательства. Между тем проверка правильности решений этих органов, в том числе с точки зрения применения и истолкования ими норм действующего законодательства, возложена на суды общей юрисдикции и в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит». Вот выдержит ли здоровье инвалида судебные мытарства? Похоже, этим вопросом никто не задавался.
На недоработку федеральных законодателей не раз обращала внимание Воронежская областная Дума. Несколько раз воронежские парламентарии ставили вопрос перед федеральными властями об устранении несправедливости и неравенства в социальном статусе инвалидов при предоставлении им льгот по первой строке. Требовалось всего ничего: внести изменения в статью 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» и изложить соответствующую часть так: «Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг, независимо от принадлежности жилищного фонда, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению». Москва предложения воронежцев и других регионов не услышала или не хочет слышать. Остаётся ждать первого проигранного судебного решения в районном или мировом суде, а затем рассмотрения дела в Конституционном Суде. Логика подсказывает, что оно будет в пользу инвалидов. Но дождёмся ли вердикта конституционных судей?
Между тем, ряд регионов находит выход из такой ситуации и самостоятельно предоставляет льготы инвалидам, проживающим в частном жилом фонде. Как мне сказал руководитель департамента ЖКХ Владимирской области, для инвалидов, проживающих в этом субъекте Федерации, действует единая скидка при оплате жилья по первой строке. При этом проблемы для областного бюджета никакой нет, т.к. суммы компенсации этой льготы управляющим компаниям невелики Умное решение, оно сняло социальную напряжённость и недовольство. Может, и воронежским властям нужно посмотреть на опыт коллег? Ведь от этого шага выиграют все.
Когда верстался номер:
Депутаты Мособлдумы напомнили коллегам из Госдумы о законодательной инициативе
20.09.2007 17:47
На очередном заседании Московской областной Думы депутаты приняли обращение к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Московской области.
Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе МОД, в Госдуме на рассмотрении находится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный Московской областной Думой в порядке законодательной инициативы еще в 2005 году. Инициатива касается защиты прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым льготы по оплате за жилое помещение предоставляются только в случае, если оно находится в домах государственного или муниципального жилищного фонда. При этом льготы по оплате за коммунальные услуги предоставляются им независимо от принадлежности жилищного фонда.
В настоящее время реализация правовой нормы, изложенной в статье 17 данного Федерального закона, приводит к тому, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, в случае приватизации своего жилого помещения лишаются права на льготы по оплате за жилое помещение в отличие от граждан других категорий, сохраняющих право на такие же льготы при приватизации жилья (например, участников войны, ветеранов боевых действий, ветеранов труда и др.). Так, если в одном жилом помещении проживают двое, один из которых - инвалид, а второй - ветеран труда, то в случае приватизации ими данного помещения ветеран труда по-прежнему будет иметь право на льготы по оплате за жилое помещение, а инвалид - нет. Депутаты Московской областной Думы потому и выступили с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", чтобы устранить эту несправедливость. В принятом на заседании Думы обращении к коллегам из Госдумы областные парламентарии просят оказать содействие в ускорении рассмотрения этой законодательной инициативы.
Кроме этого, на заседании Думы были внесены изменения в постановления, касающиеся законодательных инициатив по внесению изменений в федеральные законы "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с ними официальным представителем МОД при рассмотрении в Государственной Думе законодательных инициатив по этим законам назначена заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Валентина Кабанова.
REGIONS.RU
(Нет голосов) |