Анонсы мероприятий

Архив анонсов

«Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм»

«Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм»

Дата: 19.11.2014

С 17 по 19 ноября в Тамбовской области состоялся Второй Всероссийский съезд сельских учителей «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм», организатором которого стали Министерство образования и науки России, общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание», Администрация Тамбовской области.

В работе съезда участвовало более 500 представителей системы образования – помимо сельских учителей, это представители Минобрнауки России, депутаты комитета Государственной Думы по образованию, члены Совета Федерации, руководители региональных и муниципальных органов власти, директора образовательных учреждений.

Воронежскую область представляли: Иванова Галина Петровна, первый заместитель руководителя департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, Козырева Светлана Анатольевна, заместитель главы администрации - начальник отдела по образованию, молодежной политике, опеке и попечительству Новохопёрского муниципального района, Деев Андрей Алексеевич, директор, и Сухоруков Николай Владимирович, учитель физической культуры МКОУ Терновская СОШ №2 Терновского муниципального района, Камерова Елена Михайловна, директор МКОУ Елань-Коленовская СОШ №1, Першин Василий Михайлович, молодой учитель информатики МКОУ "Каменка - Садовская ООШ" Новохоперского муниципального района.

Выбор места проведения мероприятия – не случаен: Тамбовская область является лидером по качеству образования в сельских школах, в том числе, в системе сельскохозяйственного образования.

В торжественном открытии и пленарном заседании приняли участие заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Александр Беглов, Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, губернатор Тамбовской области Олег Бетин и другие. Модератором и ведущей пленарного заседания выступила Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк.

Выступая на Съезде, вице-премьер Ольга Голодец отметила, что из 48 тысяч школ России, почти 26 тысяч являются сельскими.

«Каждый четвертый ребенок России обучается в сельской школе, – сказала заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. – Наша задача – сделать так, чтобы стандарт обучения и качество образования в сельской и городской школе ничем не отличались». По словам Ольги Голодец, в настоящее время 93% сельских школ имеют доступ к сети Интернет, ими активно реализуются программы дистанционного обучения.

«Нам очень важно, чтобы сельские школы были абсолютно современными», – подчеркнула вице-премьер.

В рамках пленарного заседания с докладом «Сельская школа: приоритеты государственной политики» выступил Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов.

«Одна из важнейших задач государства – сохранение образования на селе, – заявил Министр. – Половина из всех сельских школ являются малокомплектными – это особенность нашей образовательной системы».

По словам главы Минобрнауки России, в российских сельских школах сегодня обучается 3,6 млн. учеников, работает 500 тысяч педагогов, 22% из которых – моложе 30 лет. И это, по мнению Министра, говорит о привлекательности данной профессии для молодежи.

«По мере того, как будет расти средняя зарплата в регионе, будет расти и зарплата учителей сельских школ», – сказал Дмитрий Ливанов. По его словам, Минобрнауки России планирует выделять дополнительные средства выпускникам педагогических вузов, которые придут работать в школу».

«Эти вузы должны так строить свою программу обучения, чтобы в дальнейшем учителя малокомплектных сельских школ могли вести не один предмет, а несколько», – добавил Министр.

Вместе с тем, в этом и следующем году, по словам Министра, реализуется проект создания и модернизации спортивной инфраструктуры в сельских школах. Так, предусмотрен ремонт спортивных залов, перепрофилирование помещений, оснащение спортивным инвентарем, строительство спортплощадок и т.д.

Глава ведомства обратил внимание на модернизацию сети сельских общеобразовательных организаций: создаются большие школы, ресурсные центры, базовые школы.

Говоря о техническом обеспечении сельских школ интернетом, возможностях дистанционного обучения Дмитрий Ливанов рассказал, что Министерство приступило к созданию масштабного проекта – онлайн-школа с 1 по 11 класс, основанного на лучших российских педагогических практиках. Ученик из любой страны будет иметь возможность пройти целый курс или взять отдельный урок у лучших учителей России.

Министр подробно рассказал о лучших региональных практиках поддержки сельских школ и учителей – это программы «Мобильный учитель» (в рамках которой преподаватель располагая автомобильным транспортом, может приезжать к ученикам), «Учительский дом» и другие.

Дмитрий Ливанов отдельно остановился на проблемах малокомплектных школ.

«Недопустимо закрытие малокомплектных школ ради экономии средств», – сказал Министр

Наталья Третьяк, в свою очередь отметила, что сельская школа – это не только образовательное учреждение, это центр культурной, спортивной, патриотической жизни села, центр общения.

«Каждый ребенок в России имеет право на доступное, качественное образование и самореализацию, – сказала Первый заместитель министра. – И дети, обучающиеся в сельских школах, не должны быть исключением».

Делегаты от Воронежской области участвовали в работе тематических площадок: "Учитель в современной сельской школе: универсал или узкий специалист? Педагогическое образование сегодня. Профессиональный стандарт учителя, "Современная модель сельской школы", "Доступность качественного образования на селе", "Современные образовательные технологии в малокомплектной школе и школе - ресурсном центре", "Сельская школа – школа массового спорта".

Большой интерес у всех участников вызвал доклад начальника управления образования и науки Тамбовской области Натальи Астафьевой, которая рассказала о том, как проводился проект реорганизации сети образовательных учреждений на территории региона, начатый еще 10 лет назад.

«Это серьезная работа профессионального, экспертного сообщества под руководством губернатора Олега Бетина позволила провести реорганизацию без социального возмущения со стороны населения, педагогического сообщества. В настоящее время можно оценить созданную модель образования, включающую сеть базовых сельских школ с прикрепленными филиалами, социокультурные центры, объединившие школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образование», проектов КПМО и МРСО, полученным средствам за счет грантов в Тамбовской области было построено 11 новых уникальных образовательных учреждений во всех районах области, каждое из которых имеет свою уникальную программу развития, разработанную ещё на стадии проектирования учреждения. Опыт достоин не только анализа, но и распространения! Это пример грамотной региональной политики в сфере общего образования, и он достоин распространения и поддержки», - подвела итог заместитель председателя думского комитета по образованию, руководитель партпроекта «Модернизация образования» Ирина Мануйлова Мануйлова.

На базе Тулиновской СОШ состоялся круглый стол «Современная модель сельской школы», модераторами выступили Ушакова Елена Юрьевна – депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и Бакурадзе Андрей Бондович – заместитель председателя Экспертного совета ВПС, доктор педагогических наук, профессор.

Был представлен опыт регионов по созданию образовательных комплексов, социокультурных центров и иных форм организации сети школ в сельских районах.

Тулиновская СОШ – это центральное звено сельского социально-культурного комплекса, включающего в себя учреждения образования, культуры, социальной сферы, медицинских учреждений и общественных организаций. Уникальная программа развития разработана ещё на стадии проектирования учреждения. Здание типовое для социокультурного комплекса. Учреждение дневное время функционирует для детей, в вечернее – для взрослых. Оснащено для всех видов учебной деятельности, занятий спортом, танцами, музыкой, имеет мастерские народных промыслов. В школе 250 учащихся и 27 педагогов. Но самое удивительное заключается в том, что с 2011 года школа является филиалом МБОУ «Новолядинская СОШ». На территории региона функционировало более 800 школ. В результате реорганизации сети образовательных учреждений осталось 387, причем только 110 являются юридическими лицами, а остальные филиалами. Есть школы, имеющие до 15 филиалов.

Круглый стол «Учитель в современной сельской школе: Универсал или узкий специалист? Педагогическое образование сегодня. Профессиональный стандарт учителя». Избердеевская СОШ, село Петровка

Ведущий Пихенко Иван Николаевич – ректор Брянского института повышения квалификации работников образования, председатель Брянского регионального совета ВПС.

Шаталова Ольга Алексеевна – Тамбовский педагогический колледж,о подготовке студента к работе в сельской школе:

В подготовку студента дополнительно включены учебные часы, направленные на развитие сельского туризма. Важно подготовить студента психологически, познакомить с традициями, национальными особенностями той местности, где планируется его работа. За молодым учителем надо обязательно закреплять опытного педагога - наставника.

Предложение из зала – обеспечить денежные поощрения наставникам.

Организовать курсы повышения квалификации для молодых специалистов.

Учитель в сельской школе должен быть универсал. Не только преподавать по предмету, но и организовывать внеклассную, кружковую работу (школа полного дня).У нас в колледже студенты помимо учебы занимаются спортом, танцами, поют в хоре, и т.д. тем самым получают дополнительные знания, навыки которые востребованы особенно в сельской школе.

Очень часто в малокомплектной сельской школе из-за нехватки кадров и по другим причинам учителю приходится вести несколько разных предметов. Надо упростить аттестацию учителям, которым приходится так работать, чтобы не было претензий со стороны Рособрнадзора.

Специфика работы с одаренными детьми в малокомплектной сельской школе.

Если нет своих учителей, то специалисты из базовой школы выезжают в филиалы (для таких целей в некоторых субъектах, где не развита по каким либо причинам транспортная инфраструктура, учителю приобретают автомобиль) или организуется дистанционное обучение, участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах и другая подобная работа.

Будут ли выпускникам добавляться баллы к результатам ЕГЭ за дистанционные конкурсы и портфолио?

Большинство дистанционных конкурсов, это бизнеспроекты и их результаты при поступлении в вузы не учитываются, кроме таких как (конкурс талантливой молодежи, список вузовских олимпиад, школьные предметные олимпиады разного уровня).

Попова Татьяна Егоровна – учитель химии Татановской школы Тамбовской области: Дистанционно удобно проводить смешанное обучение, определять зону работ в группах, «перевернуты класс» когда новый материал проходит в режиме самообучения дистанционно, а в классе отработка, практика.

В Томской области, на базе Томского университета для детей из сельских школ организованы дистанционно профили по различным предметам. Интересный опыт работы видеоконференций, общения с детьми из Японии, которые также как и наши дети, изучают английский язык.

Предложение из зала – создать Интернет сообщество сельских школ России.

Существует мнение, что у сегодняшних выпускников вузов не достаточная степень квалификации для успешной работы в школе. Какие будут предложения, пути решения этой проблемы?

Подерягин Василий Савельевич – директор Белгородской школы:

Наши пединституты, в последнее время, превратились в классические университеты и потеряли методику обучения и воспитания школьников. Одно из первых мест должно занимать воспитание и каждый молодой учитель-предметник должен быть хорошим психологом. Молодой современный учитель, выходя из высшего учебного заведения, не обладает достаточными знаниями и опытом работы в школе. Советские студенты были лучше подготовлены методически по предмету. Мы в своей школе создаем из учащихся 8-10 классов «педагогические группы» - это вожатые, активисты и т.д., помогаем им набираться опыта работы с детьми и если у кого получается, есть определенные склонности к педагогической работе, даем направления и рекомендации в высшие учебные заведения.

Что касается профессионального стандарта. Ему не соответствует большое количество учителей. Что делать?

Реплика из зала - требованиям «профессионального стандарта» может соответствовать заслуженный учитель России, а это приходит с опытом и таких универсалов можно по пальцам пересчитать.

Вера Станиславовна – учитель биологии из Осетии рассказала о своей большой учительской династии (прадеды, дяди, тети и т.д.), которой 400 лет и практически все в свое время имели и имеют звание заслуженных.

Меры поддержки сельских учителей.

Средств, выделяемых государством на детей в сельской школе, больше, чем в городе, и по этому заработная плата учителя выше на 25%.

Оплата коммунальных услуг.

Доплаты в течение 3-х лет молодым специалистам (Воронежская область – 5лет)

Ставропольский край – 100% оплата коммунальных услуг, 50% к окладу молодому специалисту ежемесячно, 20 тысяч единовременная выплата. Базовое хозяйство выделяет жилье 2-3 квартиры в год.

Томская область бесплатно квартиры в аренду на 5 лет, чтобы дать возможность собрать средства для ипотеки + доплата 6 тысяч ежемесячно.

Ульяновская область – 100% коммунальные, 1год – 20 тыс., 2 год - 40 тыс., 3 год – 60 тыс. выплачиваются единовременно, оплачивается аренда жилья.

Ройтблат Ольга Владимировна – ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, председатель ВПС Тюменской области: благодаря современным технологиям и оборудованию грань между сельской и городской школой стирается. Наш Интернет-портал системы образования объединил сайты всех школ и детских садов Сладковского района. Музей Сладковской средней общеобразовательной школы оцифрован и переведён в 3D формат. В Сладковской средней общеобразовательной школе и детском саду «Сказка» установлена система биологической обратной связи (БОС), которая помогает в сохранении и укреплении здоровья воспитанников и обучающихся. Внедрена автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование», которая позволила объединить дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы и орган управления образованием в единую информационно-образовательную среду. Автоматизировано рабочее место учителя. В школьной библиотеке для обучающихся установлены компьютеры, имеющие защищённый доступ в сеть Интернет и доступ в президентскую библиотеку им. Б.Н. Ельцина. В библиотеке установлена система биометрической идентификации, по отпечаткам пальцев интегрированная с программой Marc, с помощью которой происходит выдача книг и благодаря которой работа школьного библиотекаря полностью автоматизирована. На территории района работает цифровой планетарий, первый в Тюменской области.

Особо теплым и запоминающимся стало выступление директора сельской школы из республики Дагестан Ахбердила Ахбердилова, который напомнил об уникальном опыте работы в дагестанских школах российских учителей, принесших в прошлом веке в Дагестан русский язык, русскую культуру. Слова благодарности до сих пор звучат в адрес русских учителей за этот подвиг, а русской учительнице в Дагестане поставлен памятник. «Сегодня глава Дагестана обратился с просьбой к нашим русским учителям: «Мы приглашаем в нашу республику 50 русских учителей, создадим для Вас самые лучшие условия, нам очень нужна Ваша помощь!»

Бурные аплодисменты сопровождали выступление Н.В.Ситниковой, руководителя отдела общего образования Республики Саха (Якутия) о кочевых школах. Для сохранения самобытности народов Якутии для детей оленеводов существуют кочевые школы. Оленеводы вместе с семьями, детьми перегоняют стада оленей, вслед за ними перемещаются и учителя. Занятия проводятся по спутниковой связи, компьютеры работают от солнечных батарей. В Якутии разработана программа по подготовке учителей кочевых школ «Учитель Арктики», согласно которой готовят специалистов-универсалов.

Делегатов съезда приветствовали участники экспедиции Международной космической станции.

Воронежцы о съезде: что хотелось бы применить у себя в школе? Прежде всего, заинтересовал механизм обслуживания школьных автобусов в Татарстане. Все автобусы находятся в ведомстве автотранспортных предприятий, которые осуществляют комплексное обслуживание автотранспортной единицы. А директор школы делает только заказ на поездку. В Тамбовской области ОАО «Тулиновский приборостроительный завод «ТВЕС» серийно выпускает Комплекс медицинский диагностический «Здоровый ребенок» (КМД), предназначенный для автоматизированного ведения мониторинга физического развития и физической подготовки детей до 18 лет. Это компьютерная система, состоящая из электронных приборов: весы, ростомер, рулетка, динамометр, калипер, тонометр, компьютер, термопринтер. Комплекс ведет базу данных школы, класса, каждого школьника, автоматически накапливает показания вышеуказанных приборов, сравнивает их с заложенными в его память медицинскими нормами и печатает на специальной липкой этикетке заключение о физическом развитии ребенка, для удобства внесения данных в паспорт здоровья школьника. В течение нескольких минут можно получить соответствующие данные о здоровье детей. Стоит комплекс 130 тыс. рублей. Хотелось бы иметь такой комплекс в школьном мед. кабинете.

Все мероприятия в рамках съезда были организованы на высоком уровне. Четко продумана система подвоза делегатов к местам работы, каждый участник съезда был окружен атмосферой доброжелательности и радушия.

Съезд принял резолюцию.


Резолюция
Презентация опыта сел Тамбова

Возврат к списку

(Нет голосов)
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Конкурсы

Конкурсы

Общественная экспертиза

Общественная палата Российской Федерации

Общественный совет Центрального федерального округа

Правительство Воронежской области

Воронежская областная Дума

Портал НКО

  • 13 фото
    16.11.2018
    13 фото
  • 30 фото
    30.05.2017
    30 фото