Итоги развития системы образования Воронежской области за период с 2010 по I полугодие 2014 годов и задачи до 2020 года
Дата: 21.08.2014
21 августа 2014 года члены Воронежского отделения Всероссийского педагогического собрания Картавцева Ольга Анатольевна, председатель организации, председатель комитета по образованию Общественного совета Воронежской области, Ларина Лорэна Николаевна, замдиректора МБОУ СОШ №98 г. Воронежа, Лысенко Елена Викторовна, главный специалист лаборатории ВОИПКиПРО, Пушкина Светлана Васильевна, учитель гимназии №10 г. Воронежа, Минаков Роман Николаевич, учитель Бобровской СОШ №2, председатель координационного Совета молодых учителей Воронежской области, Шилина Людмила Петровна, главный редактор газеты «Вестник просвещения», приняли участие в работе областного августовского совещания педагогических работников Воронежской области по теме: «Итоги развития системы образования Воронежской области за период с 2010 по I полугодие 2014 годов и задачи до 2020 года».
В работе совещания участвовали: директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки Российской Федерации Попов Михаил Сергеевич, временно исполняющий обязанности первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попов Владимир Борисович, временно исполняющий обязанности руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Мосолов Олег Николаевич, председатель Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Бирюкова Тамара Андреевна, председатель совета ректоров, ректор воронежского государственного университета Ендовицкий Дмитрий Александрович, председатель комитета по образованию и молодёжной политике Воронежской областной Думы, ректор технологической академии Чертов Евгений Дмитриевич, заместители глав муниципальных районов и городских округов по социальной политике, руководители органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования, ректоры вузов Воронежской области, руководители учреждений, подведомственных департаменту, представители профсоюзных и общественных организаций.
Председательствовал на совещании В.Б. Попов, который передал поздравления с наступающим Новым учебным годом от губернатора Алексея Васильевича Гордеева. В своем обращении к собравшимся он отметил, что за отчётный период в системе образования Воронежской области произошли большие изменения: рост в 2.6 раза зарплаты учителей, снижение очереди в детские сады с 20 до 3 тысяч, вхождение в 500 лучших школ России 11 учреждений области, открытие 7 центров профобразования...но сохранились и не решенные проблемы, которые и обсуждали участники совещания. «Главное,- отметил Владимир Борисович,- отношение к делу, профессионализм, учиться и изменяться под решение задач».
«Нам бы хотелось подвести итоги не только за прошедший учебный год, а за истекшее пятилетие. При этом важно проследить динамику развития системы образования по разным направлениям, вычленить проблемные зоны, проанализировать причины, тормозящие движение вперед. Говоря образно, пришло время посмотреть на себя и изнутри и со стороны, сравнить впечатления, сделать выводы. И на этой основе определить перспективы развития системы образования Воронежской области на более длительный период - до 2020 г.», - так начал своё выступление Мосолов О.Н., текст доклада и презентация размещены на сайте департамента http://36edu.ru). В заключении Олег Николаевич выразил надежду в том, «что каждый из Вас получил сегодня подтверждение того, что развитие системы образования региона является приоритетным направлением, как для правительства Воронежской области, так и лично губернатора Воронежской области А.В. Гордеева. Поэтому у нас есть уверенность в том, что те амбициозные задачи, которые мы ставим перед собой, перед каждым сегментом единой региональной системы образования, будут выполнены. Мы не просто будем создавать развивающуюся среду, эта среда будет работать на безусловное выполнение требований стандарта. Мы должны выстраивать систему для каждого ученика, студента, давать им возможность выбирать индивидуальную образовательную траекторию и достигать значимых результатов для себя лично, для семьи, для общества и экономики. И в итоге наша работа должна получать достойную оценку всех участников образовательного процесса и общества в целом. Мы это сделали, у нас есть для этого все: поддержка и понимание власти, отличные педагоги и ученики и главное - наши традиции. Именно поэтому мы вновь встретимся в понедельник – 1 сентября и это будет не трудный день, это будет праздник! С наступающим праздником, уважаемые коллеги!»
Попов М.С. отметив, что Воронежская область готова к учебному году, остановился на задачах, стоящих перед системой образования и России, и области: внедрение эффективного контракта (зарплата должна повышаться в соответствии с качеством и вкладом в развитие инноваций, но не за счёт увеличения нагрузки и дополнительных работ), профессионального стандарта педагога, объективность и открытость в оценке качества работы, систематичность работы с детьми и семьями «группы риска», внедрение ФГОС в 5-9 классах, удовлетворение потребности общества в детских садах, в 1-сменной работе школ.., отметил достижения системы образования области. «Успехи Воронежской области налицо, верим, что эта тенденция сохранится в будущем», завершил своё выступление представитель Министерства образования и науки РФ.
На совещании выступила председатель Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Андреевна Бирюкова. Поблагодарив департамент образования, науки и молодёжной политики за социальное партнерство в решении проблем педагогов, отметила следующие положительные изменения в этом направлении: рост заработной платы, наличие рекомендаций по штатному расписанию, начало строительства 3 домов для учителей... «Однако проблемы остаются, - продолжила Т.А.Бирюкова, - и их не мало. Так, зарплата работников повышается нередко в связи с увеличением учебной нагрузки (67% педагогов не довольны низкой заработной платой), не удовлетворяет положение с поддержкой молодых специалистов (отсутствие подъёмных, степень обеспечения жильём, неэффективное из-за отсутствия поощрения наставничество)». Особо Тамара Андреевна остановилась на проблеме работников методических служб области – «учителе учителей», которые за свой труд получают намного меньше учителей!
Председатель Совета ректоров Воронежской области, ректор ВГУ Дмитрий Александрович Ендовицкий подвел некоторые итоги приёмной кампании вузов. Поблагодарил педагогов за хороших абитуриентов. В настоящее время вузы работают над созданием и развитием сетевых форм обучения. Большая работа ведется по активному внедрению модульных образовательных программ.
На совещании выступили также Поветкина Татьяна Евгеньевна, председатель Воронежской региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра Надежды» (о комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра, инклюзивном образовании, проблемах, возникающих в ходе работы, совместных действиях по их решению), Волкова Лариса Владимировна, директор Воронежского юридического техникума (о традициях и инновациях в системе профобразования, социальном партнёрстве), Мещеряков Дмитрий Валерьевич, заместитель директора, поделился опытом работы с «одарёнными детьми» в центре «Солнышко» п.Репное.
Мнения и комментарии:
Пушкина С.В.: с большим интересом прослушала доклад руководителя департамента Мосолова О.Н., в котором были определены основные направления развития системы образования в новом учебном году. Действительно, выделяются значительные средства на модернизацию образования. Эффективное освоение этих средств – задача каждого работника образования. Поэтому к ним предъявляются высокие профессиональные требования. Особое внимание обратила на раздел доклада, касающийся профессионального стандарта педагога, который вводится в действие с 1 января 2015г. Нам педагогам, администрации и профсоюзам предстоит много для этого сделать. Порадовало предложение министерского работника о необходимости дополнительного финансирования инновационных организаций, маяки должны быть!
Минаков Р. Н.: «Внимательно слушал выступления коллег. Поддерживаю позицию и Департамента, и профсоюза в улучшении положения молодых учителях, их поддержке. Большой интерес и размышления вызывают вопросы вокруг повышения зарплаты. Конечно, и это логично, выступающие уделили внимание работе по созданию условий для реализации закона об образовании, образовательных стандартов. Для меня участие в совещании – положительный опыт. Наш координационный совет молодых учителей надеется на дальнейшее сотрудничество со всеми структурами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, с профсоюзом работников образования».
Картавцева О.А.: «обратила внимание на поднятые представителем министерства проблемы эффективности деятельности руководителей образовательных организаций, оценку их труда не только начальником (учредителем), но и родителями, общественностью, перегрузки учителей..., если видят эти проблемы, есть надежда, что будут решать. К сожалению, рамки совещания не позволили осветить вопросы влияния органов государственно-общественного управления (управляющих, попечительских, наблюдательных советов), общественных организаций (детских, педагогических, родительских и иных) на качество условий для реализации стандартов нового поколения, мер по модернизации образования, выполнению национальной инициативы «Наша новая школа», а их роль и, особенно, ответственность в связи с вступлением в силу норм федерального закона «Об образовании в РФ», ФГОС, профессионального стандарта педагога резко возрастает: это принятие и реализация программ образовательной и развития, разработка и принятие локальных актов, нормы которых должны обеспечивать условия для эффективной деятельности всех участников образовательных отношений (учащихся, родителей, работников: от правил для учащихся и выбора ими предметов, до правил внутреннего трудового распорядка и положения по оплате труда работников, методическом объединении, положений о комиссии по разрешению споров между участниками образовательных отношений и о родительских собраниях, комитетах, олимпиадах. конкурсах и др.) в каждой образовательной организации, общественные оценка качества образования и наблюдение за ходом ГИА и ЕГЭ. Сегодня в одиночку (отдельно: детям, родителям, педагогам) быть эффективным и успешным нельзя, требуются объединенные усилия всех участников образовательных отношений. Входе выступления Мещерякова Д.В. возникло предложение о стажёрской площадке молодых учителей в этом центре на весенних каникулах – надо реализовать…
Масликова Т.А, собственный корреспондент "Учительской газеты": «В школьном образовании свои проблемы, и первая из них, очень непривычная для последних лет, - рост числа учеников. А это означает увеличение количества педагогов, причем таких, чтобы были способны работать по новым образовательным стандартам. Требования к учителям будут повышаться, и всем обещан «грамотный переход на эффективную контрактную систему, что уже сделано в отношении директоров школ». Особое отношение к службам социально-педагогического сопровождения, которые не так давно беспощадно оптимизировали. Теперь их необходимо снова развивать, и они должны быть в каждой школе и районе. А еще новые стандарты требуют учебы в одну смену, в то время как в Воронежской области в прошлом году 24 тысячи детей учились во вторую смену. Поэтому строительство школ продолжат, и все новостройки обеспечат новым оборудованием. Хотя тут тоже своя проблема: «есть школы, в которых современная техника стареет, но не изнашивается, потому что дети ее в руках не держали» (http://www.ug.ru/).
(Нет голосов) |