Всероссийская видеоконференция «ЕГЭ глазами учеников и родителей»
Дата: 24.12.2013
24 декабря 2013 года Всероссийское педагогическое собрание при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки провело Всероссийскую видеоконференцию «ЕГЭ глазами учеников и родителей».
В работе видеоконференции приняли участие руководитель Рособрнадзора С.С.Кравцов, заместитель руководителя Рособрнадзора А.А.Музаев, председатель Всероссийского педагогического собрания В.Н.Иванова.
Воронеж представляли председатель ВРО ООО ВПС, председатель комитета по образованию и науке Общественного совета Воронежской области, заведующий лабораторией государственно-общественного управления в образовании ВОИПКиПРО О.А. Картавцева; директор МБОУ гимназия имени А.В.Кольцова Н.Т. Фурсенко; председатель совета МБОУ гимназия имени А.В.Кольцова, ректор АНОО ВПО Воронежский институт высоких технологий И.Я. Львович; председатель родительского совета МБОУ гимназия имени А.В.Кольцова Б.С. Борисов; представители департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области: А.Б.Глазьева, Я.Н.Ильичева; представители управления образования городского округа город Воронеж: О.Н.Бакуменко, Т.Н.Минакова, О.В. Королькова, Л.Н.Диденко, Е.Э.Пастухова, В.И.Михалев, Е.Ю.Краснобородько, М.Н.Просветова ; родители, учителя и учащиеся гимназии, представители СМИ.
В ходе видеоконференции были рассмотрены различные вопросы ЕГЭ - подготовки к проведению единого государственного экзамена, создания условий для самостоятельной подготовки школьников, особенностей экзаменов по предметам. Собравшихся интересовали особенности подготовки и участия в ЕГЭ общественных наблюдателей, механизмы взаимодействия родительской общественности и школы для успешного прохождения ЕГЭ выпускниками. Были внесены предложения по совершенствованию процедуры проведения ЕГЭ. Участники видеоконференции из Воронежа в процессе совместного обсуждения актуальных вопросов совершенствования проведения ЕГЭ выдвинули ряд предложений.
Воронежское региональное отделение ООО ВПС
Предложения от представителей Воронежа в ходе видеоконференции «ЕГЭ глазами учеников и родителей»:
1. Обеспечить равные условия для сдачи ЕГЭ:
- ввести ЕГЭ многоуровневое. Сегодня выпускники образовательных организаций (классов) разных типов и уровней сдают единый по уровню сложности ЕГЭ. Таким образом, выпускник гимназии или лицея, с которым работали лучшие педагоги и который имел большее количество часов и факультативов на изучение предметов, имеет преимущество в наборе максимального количества баллов и поступлении в вуз;
- создать условия, исключающие возможность утечки вариантов КИМов, электронных заданий из территориально отдаленных местностей;
- проводить ЕГЭ и ГИА в специальных центрах;
- законодательно ввести глушение сигналов сотовой связи, обязательное видео-, аудиофиксирование происходящего в экзаменационных аудиториях и иных помещениях зданий, всех входов в здание, с последующим хранением этих материалов в течение 5 лет; обеспечить свободный доступ к экзаменационным материалам через Интернет после окончания экзамена на всей территории РФ, в том числе и к материалам видеонаблюдений.
2. Закрепить нормой закона «Об образовании в РФ»:
- право сдачи ЕГЭ и ГИА обучающимся непосредственно после завершения учебного курса, например, русский язык – после 9 класса, географию – после 10-го и т.д. (в соответствии с учебным планом образовательной организации);
- ввести иные альтернативные формы приемных испытаний в вузах: сочинение, портфолио, собеседование, средний балл аттестата, медаль за успехи в обучении, дипломы победителей олимпиад, конкурсов и т.п. федерального и регионального уровней. Право выбора формы испытания закрепить за приемной комиссией вуза.
3. Предложения по общественным наблюдателям:
- упростить процедуру аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей для тех, кто является представителем зарегистрированных в Минюсте общественных организаций (ограничиться выпиской из решения руководящего органа организации о рекомендации гражданина быть аккредитованным в качестве общественного наблюдателя);
- рассмотреть возможность участия в качестве общественных наблюдателей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях педагогических работников, входящих в состав общественных организаций, в том числе ООО ВПС;
- «не привязывать» общественного наблюдателя к конкретному пункту проведения ЕГЭ (вернуться к практике, которая существовала на начальном этапе проведения ЕГЭ, - выбора образовательной организации самим общественным наблюдателем от общественной организации с учетом «конфликта интересов»).
Данные предложения не ущемляют чьих-либо прав, усиливают ответственность общественных организаций за качественную работу общественных наблюдателей.
4. Предложения и вопросы по содержанию КИМов:
4.1. Русский язык и литература:
- рассмотреть возможность введения сочинения в ЕГЭ по литературе в качестве расширенной части С на ЕГЭ по русскому языку;
- если планируется сочинение в качестве обязательного экзамена, то как и когда его результаты будут учитываться при поступлении в вуз?
- более взвешенно (обеспечивая равенство участников) подойти к подбору заданий части С (в настоящий момент присутствует неравноценные для восприятия обучающимися тексты: от простых на уровне начальной школы до сложных на уровне ВУЗа).
4.2. Иностранный язык, история, литература, обществознание:
- установить и регламентировать проведение устной части ЕГЭ по данным предметам;
- завершить дискуссию об обязательной сдаче всеми выпускниками ЕГЭ по истории. Гражданин должен знать историю страны, следовательно, ЕГЭ по истории должен стать обязательным для всех.
- рекомендовать исключить из КИМов малозначащие явления, даты, имена, ситуации по иностранному языку, не характерные для большинства россиян (например, посещение СПА салона)
- ФГОС СОО предусматривают введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Планируется ли разделение по уровням (профильный и базовый)?
Участники видеоконференции выразили обеспокоенность:
1. отсутствием мотивации учащихся 11 классов в полноценном участии в образовательном процессе (за исключением выбранных для ЕГЭ предметов, часть из них нередко предпочитают работать с репетиторами), что сужает рамки образовательного пространства, развивающего личность выпускника, и приводит к негативным последствиям в формировании гражданина, патриота;
2. изменением статуса медали (мощный стимул для развития и преодоления испытаний);
3. отсутствием в критериях оценки части «С» таких показателей как нестандартность и оригинальность.
Участники видеоконференции обозначили растущую проблему с педагогическими кадрами: старение и уход, приток молодых и уход значительной части из них по причинам неготовности к рутинному, очень ответственному, непростому в установлении отношений среди учащихся, родителей, интенсивному труду. Значительная доля начинающих учителей владеют содержанием предмета, ИКТ, но не готовы к работе с людьми!
Предложение: вернуться к специальной подготовке педагогов еще в школе – педагогические классы, колледжи, расширить и увеличить практику, ввести обязательную стажировку.
Организаторы выражают благодарность Фурсенко Надежде Тихоновне – Почетному работнику общего образования РФ, директору муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия имени А.В.Кольцова;заместителю директора по УВРАгаповой Наталии Ивановне; коллективу гимназии (участнику Национального реестра лучших учебных заведений России «500 лучших школ России-2013») за создание условий и участие в проведении Всероссийской видеоконференции «ЕГЭ глазами учеников и родителей».
Председатель ВРО ООО ВПС Ольга Анатольевна Картавцева
(Голосов: 1, Рейтинг: 1) |