Анонсы мероприятий

Архив анонсов

Неоптимистичные итоги

Дата: 20.02.2013

Единственная общественная организация в Воронежской области, занимающаяся отстаиванием интересов ментальных инвалидов, провела мониторинг реализации их прав в Воронежской области в 2012 году.

Как следует из результатов исследования, несмотря на подвижки в ряде социальных сфер, права такой категории населения не защищены. Не получила дальнейшего развития отстаиваемая общественниками идея межеведомственного взаимодействия по предоставлению комплекса социальных, образовательных и медицинских услуг детям с аутизмом, не ясно как собирается реализовывать программы помощи аутистам, если представители общественных организаций не вошли в созданный для координационный совет.

По словам авторов мониторинга Татьяны Поветкиной и Сергея Подболотова, сегодня недостаточно понимания проблемы аутистов и иных лиц с ментальными нарушениями, необходимы находить пути их решения и учитывать предложения тех, кто непосредственно помогает ментальным инвалидам и их семьям.

Мониторинг реализации прав инвалидов с ментальными нарушениями в Воронежской области в 2012 году

Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Качество жизни людей с ментальными особенностями в нашей стране не выдерживает никакой критики. Социальный статус семьи, воспитывающей ребенка с ментальными проблемами, крайне низок. Социальной защищенностью и правами этих людей государство занимается по остаточному принципу. Главная причина сложившейся ситуации в том, что эти люди не в состоянии заявить о себе, о своих проблемах. Об их правах могут заявить только их родители или опекуны.

ВРООИ «Искра Надежды» ежегодно проводит мониторинг реализации прав инвалидов с ментальными нарушениями в Воронежской области.

Настоящая информация содержит данные по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Спорт. Несмотря на наличие в Воронежской области двух спортивных учреждений для детей-инвалидов и взрослых инвалидов, физкультурно-массовая работа с лицами с ментальной инвалидностью ведётся не достаточно. Такие учреждения находятся в тисках госзаданий и недофинансирования. Главным показателем госзаданий является количество подготовленных инвалидов в сборные команды по отдельным видам спорта, а не ведение физкультурно-оздоровительной работы и расширение спектра предоставляемых услуг. «Искрой надежды» в ноябре 2012 года проведена встреча с руководителем управления физической культуры и спорта области Владимиром Кадуриным, в ходе которой обсуждалась возможность организации занятий плаванием детям с аутизмом. Владимиром Кадуриным было предложено нашей организации найти тренера для организации оздоровительной работы по плаванию с детьми с ментальной инвалидностью, в свою очередь, спортшколы готовы выделить дорожки в бассейнах и финансирование для организации занятий плаванием. По другим спортивным дисциплинам сотрудниками спортуправления предложения не были внесены.

Таким образом, несмотря на подготовку Воронежским государственным институтом физической культуры специалистов по адаптивной физической культуре, заниматься с нашими детьми некому. Не ясно, как будет область выполнять поручение Президента РФ по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 6 ноября 2012 года, по созданию условий для занятий спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов с тяжёлой формой заболевания.

Межведомственное взаимодействие. 14 октября 2012 г. По инициативе ВРООИ «Искра Надежды» в Воронежской области принят регламент межведомственного взаимодействия по организации ранней помощи, лечению, реабилитации и образованию детей с расстройствами аутистического спектра, закрепляющего полномочия органов исполнительной власти и учреждений по решению проблем аутистов в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты. Несмотря на проработанность документа, его юридическая сила остаётся неясной: он лишь утверждён заместителем председателя правительства Воронежской области по социальной политике и не имеет статуса постановления или распоряжения областного правительства. 30 октября 2012 года в Воронежской области создан Координационный совет по проблемам аутизма, куда не вошли представители общественности. На просьбу включить представителей «Искры Надежды» в Координационный совет организация получила формальный отказ: статус Совета носит лишь межведомственный административный характер, поэтому НКО не могут быть включены в его работу. Отписка была озвучена на федеральной ленте новостей (РИА Новости), после чего чиновники областного правительства заявили о тесном сотрудничестве с общественностью, но путей решения вопроса не предложили. Получается привычная картина: областное правительство прорабатывает вопросы взаимодействия с НКО, ищет эффективные механизмы участия третьего сектора в решении важных вопросов, при этом организация, предложившая механизм взаимодействия и реальную помощь в решении конкретной проблемы (улучшения помощи детям с аутизмом), отстранена от реального участия в этой работе.

Поддержка общественных организаций ментальных инвалидов. Механизм поддержки не понятен: поддержка оказывается без проведения конкурсов или объявления грантов, финансовые средства выделяют лишь на региональные отделения общероссийских общественных организаций, на эти средства содержится аппарат и оплачивается аренда помещений. Остальные НКО, занимающиеся проблемами инвалидов, оказались за бортом. В области государственная поддержка оказывается только включённым в областной реестр молодёжным организациям.

Образование. В области с 2011 года реализуется программа по инклюзивному образованию в т.ч. ментальных инвалидов: определены пилотные площадки, введено в действие положение об интегрированном образовании, ведётся подготовка специалистов в сфере образования, социальной защиты. Существуют единичные отказы в предоставлении мест в образовательных учреждениях общего типа (школах, детских садах) детям с ментальной инвалидностью, но эти проблемы решаются специалистами юридической службы ВРООИ «Искра Надежды».

Ожидается, что областная власть утвердит новые формулы расчёта повышенного подушевого норматива финансирования лиц с ОВЗ в общеобразовательных школах и поднимет заработную плату психологам и логопедам. До сих пор не решён вопрос финансирования семейного образования и образования лиц, обучающихся на дому. При переходе детей на семейную форму образовании, предусмотренную законом Воронежской области, родителям не выплачивают ежемесячную денежную компенсацию за осуществление воспитания и обучения ребенка-инвалида на дому самостоятельно.

Крайне болезненно идёт реформа интернатной системы образования в т.ч. для детей с ментальной инвалидностью. Власть была вынуждена пойти на уступки по вопросу реорганизации ряда интернатов, когда предполагалось детей из одного района переводить в другой отдалённый от его места жительства район. Из-за приведения в соответствии с Уставными документами своей деятельности, интернаты г. Бутурлиновка, Боброва и других для детей-сирот с ограниченными возможностями вынуждены были отказать в получении образования детям с ОВЗ, которые живут в семьях и не являются сиротами. Вопросы дальнейшего образования этих детей еще не решены местными органами управления образованием, и не получено согласие родителей на предлагаемые формы образования их детей и образовательные учреждения.

Занятость. Областные программы занятости, направленные на создание рабочих мест для инвалидов, не рассматривают вопросы поддерживаемого трудоустройства, возможного для людей с ментальной инвалидностью. Очевидно, что органы власти не видят в людях с ментальной инвалидностью трудовой потенциал (в отличие от опыта других стран).

В рамках программы по созданию рабочих мест для инвалидов ВРООИ «Искра Надежды» трудоустроила в свои ряды двух лиц. К сожалению, компенсация заработной платы работника-инвалида осуществляется организации (как работодателю) первые полгода, затем нужно принимать меры для сохранения этого рабочего места или заключать договор с другим инвалидом. Такой механизм функционирования программы неэффективен и не всегда выгоден работодателю. Работник также не защищен данной программой, поскольку за судьбой сотрудника-инвалида центр занятости перестает следить после прекращения компенсации части заработной платы, и работодатель может уволить его, оставив себе материально-техническое оснащение его рабочего места. Еще один недостаток программы состоит в том, что она не распространяется на государственные, областные и муниципальные учреждения.

Здравоохранение и социальная защита. С 1 июня2012 года в области создана служба ранней помощи, которая оказывает помощь семьям с детьми с генетическими аномалиями и рисками развития различных заболеваний. Данная служба организована в бюджетном учреждении ОЦРДП «Парус надежды».

Но для максимально ранней диагностики отклонений в нервно-психическом и физическом развитии детей, профилактики нарушений у детей, в целях оказания эффективной, своевременной, комплексной медицинской, педагогической, социальной помощи необходима преемственность и межведомственное взаимодействие между исполнительными органами власти и подведомственными им учреждениями.

Более полугода нашей организацией и представителями различных ведомств и учреждений поднимался вопрос о необходимости межведомственного взаимодействия в вопросах организации ранней помощи, о чем свидетельствует и неоспоримый опыт функционирования системы ранней помощи в других областях Российской Федерации. Нами было предложено дальнейшее развитие системы ранней помощи в Воронежской области при участии департаментов здравоохранения, образования в подведомственных учреждениях - женских консультациях, перинатальном центре, центрах реабилитации детей-инвалидов, дошкольных образовательных учреждениях, общественных организациях. Однако вопрос не решился из-за противодействия областной исполнительной власти.

В Воронежской области до сих пор нет сети социальных учреждений, оказывающих помощь, сопровождение и трудовую занятость взрослым людям с ментальной инвалидностью в неинтернатных условиях, как нет и соцзаказа на оказание таких услуг профильными НКО.

В областном психоневрологическом диспансере не обеспечена безопасность лиц с ментальной инвалидностью от различных посягательств на здоровье, честь и достоинство. В результате противоправных действий пациентов отделения №3 по отношению друг к другу возбуждено уголовное дело. По результатам проверки данного учреждения общественной наблюдательной комиссией по защите прав граждан в местах ограничения свободы Воронежской области, выявлено, что уровень финансирования диспансера недостаточен как по безопасному содержанию в нём граждан, так и по уровню питания и социально-бытовым условиям. Возмущение общественности и следственных органов вызывает позиция зав. отделением №3 Акинина Н.Б. и лечащего врача Щукина И.С. утверждающих свою абсолютную непричастность и безответственность в организации обеспечения безопасности своих пациентов, страдающих психическими заболеваниями. В развитии данного дела правозащитные НКО обсуждают необходимость постановки вопроса о дискриминационном отношении в обществе к человеку по психическому статусу.

Культура. Инвалиды с ментальными нарушениями имеют возможность заниматься творчеством в стенах интернатов и НКО. Итогом их творчества становятся фестивали, проводимые, в том числе и ВРООИ «Искра Надежды» совместно с органами исполнительной власти, местного самоуправления властями и спонсорами. К сожалению, ни один фестиваль не входит в областные социальные программы и проводится за счет средств, полученных по грантам и спонсоров.

В 2012 году на круглых столах городской Думы активно обсуждался вопрос организации кружковой работы, ремесленных мастерских и других площадок для творчества инвалидов в учреждениях культуры города Воронежа и области. Но вопрос до сих пор остается открытым.

Необходимость в создании новых условий и структур для обеспечения достойной самостоятельной жизни людей с ментальной инвалидностью остается очевидным фактом в Российской Федерации.

Усилия отдельных общественных организаций, в том числе и ВРООИ «Искра Надежды», позволяют лишь на короткое время забыть детям и подросткам об их проблемах. Они стараются реализовать себя в творчестве, спорте. Многие общественные организации родителей детей с ментальной инвалидностью применяют эффективные практики организации образования, трудовой занятости, социального обслуживания, но подобная работа не доходит до органов власти в форме социального заказа и не закрепляется на законодательном уровне.

Сергей Подболотов, Татьяна Поветкина



Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 1)
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Конкурсы

Конкурсы

Общественная экспертиза

Общественная палата Российской Федерации

Общественный совет Центрального федерального округа

Правительство Воронежской области

Воронежская областная Дума

Портал НКО

  • 13 фото
    16.11.2018
    13 фото
  • 30 фото
    30.05.2017
    30 фото