В Воронежской области формируется нормативная основа инклюзивного образования
Дата: 07.09.2011
Спустя несколько месяцев после одноименного "круглого стола" и обращения Воронежской региональной общественной организации "Искра надежды" (партнер комитета по делам инвалидов Общественного совета) к губернатору Воронежской области с предложениями по полноценному участию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе наравне со здоровыми детьми органами исполнительной власти региона предприняты первые шаги в этом направлении.
В июле заключено межведомственное соглашение об обмене информацией в сфере интегрированного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных учреждений между Воронежским бюро медико-социальной экспертизы, департаментами труда и социального развития, образования, науки и молодежной политики и управлением физической культуры и спорта. Данное соглашение определяет порядок и условия взаимодействия сторон в рамках действующих нормативных правовых актов и в пределах, возложенных на них функций по учёту детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, проживающих на территории Воронежской области. Так учреждение МСЭ берёт на себя обязательства по информированию участников о детях-инвалидах, которым в индивидуальной программе реабилитации даны рекомендации по дистанционному обучению на дому или интегрированному обучению в условиях общеобразовательных учреждений. Департамент образования ведёт банк данных детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, для организации дистанционного и интегрированного образования. Управление по физической культуре и спорту выдаёт заключения–рекомендации о возможности занятий адаптивной физической культурой и спортом детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на основании представленных медицинских заключений и по результатам индивидуальных консультаций, а также формирует базу данных детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся адаптивной физической культурой и спортом в подведомственных учреждениях. Таким образом, областные органы власти получат картину образовательных потребностей детей-инвалидов и будут способствовать их включению в образовательный процесс в самых различных формах на основе межведомственного взаимодействия, на что указывали общественники.
Важным представляется принятие департаментом образования науики и молодёжной политики Воронежской области Положений об организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Воронежской области и о специальном (коррекционном) классе для обучающихся с задержкой психического развития в общеобразовательных учреждениях Воронежской области. В разработке данных документов непосредственное участие принимала «Искра надежды». Данными документами определяется механизм обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Реализация документов на практике станет основой для принятия регионального закона о образовании детей с ОВЗ.
Приказом департамента от 29.04.2011 г. № 387 «О внесении изменений в приказы департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 24.03.2010 г. № 275 и от 11.02.2011 г. № 84» внесены изменения в Положение о психолого-медико-педагогической комиссии с включением функций по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями и определению для них специальных условий для обучения, воспитания, социализации и адаптации, осуществлению наблюдения и оценки выполнения рекомендаций комиссии. Это позволит более пристально относиться к образовательным потребностям каждого ребёнка с ОВЗ с учётом реализации его безусловного права на образование. Основание для принятия данного документа послужили обращения «Искры надежды» о совершенствовании работы указанных комиссий и резолюция круглого стола, прошедшего 1 марта в Воронежской областной Думе.
Наконец, приказом департамента образования, науки и молодёжной политики от 4 июля на базе трёх общеобразовательных школ и детских садов Воронежа, а также учреждения дополнительного образования детей «Реальная школа» создана областная инновационная площадка интегрированного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Организация обучения таких детей в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
По мнению руководителя «Искры надежды» Татьяны Поветкиной, принятые совместно с общественностью решения позволяют переходить от слов к делам в сфере инклюзивного образования. Задача всех участников образовательного процесса, родителей, школ, органов управления образованием, общественных организаций – сделать образование доступным для всех.
Председатель комитета Общественного совета по делам инвалидов, юрист «Искры надежды» Сергей Подболотов заверил, что работа по реализации права детей с ОВЗ на получение образование на этом не остановится. По его словам, предстоит посмотреть опыт открытых инновационных площадок, совершенствовать механизм финансирования школ, где обучаются «особые» дети и отработать систему мониторинга образовательных потребностей таких детей.
(Нет голосов) |